Начальник управления образования и молодежной политики администрации Арзамасского района ________________________А.А.
Кураев |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ Березовская СОШ __________________ В.Д. Ручкин «_____»____________200
___ год |
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Арзамасского района Нижегородской области
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
на 2008 – 2012 гг.
Программа развития рассмотрена и принята на
заседании Общего собрания трудового коллектива МОУ «Березовская СОШ» (протокол № 1 от 03
сентября
Таблица 1
1. Паспорт программы развития
МОУ Березовская средняя общеобразовательная школа.
Наименование программы |
Программа развития МОУ Березовская СОШ |
Основания для разработки программы |
- Конституция РФ. - Конвенция о
правах ребенка. - Семейный кодекс
РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ. - Закон РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка» от 27.07.1996 №124. - Закон Российской
Федерации «Об образовании». - Национальная
доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. - Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года. - Типовое
положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ
от 19.03.2001 № 196). - Комплексная
областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на
2006 – 2010 годы. - Программа
развития образования Арзамасского района. |
Заказчик программы |
Учредитель Родители |
Разработчик программы |
Администрация Педагогический коллектив |
Основные исполнители программы |
Администрация Педагогический коллектив Родители |
Цель программы |
Построение, апробация,
отработка и диссеминация модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья». |
Задачи |
1. Построение
деятельностной модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья». 2. Разработка
механизма реализации модели, критериев её результативности. 3. Расширение
педагогического сообщества школы с целью более полной реализации модели здоровьесберегающей
организации учебно-воспитательного процесса. 4. Внедрение
модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса,
коррекция модели с учетом накопленного эмпирического материала. 5. Диссеминация
полученного инновационного опыта. |
Сроки и этапы реализации программы |
1. Диагностический этап (2008г.): -
построение деятельностной модели
здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа –
территория здоровья»; -
разработка механизма реализации модели, критериев
её результативности. 2. Практический этап (2009-2011г.г.): -
расширение педагогического сообщества школы с
целью более полной реализации модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса; -
внедрение модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса. 3. Обобщающий этап (2012г.): -
оценка эффективности модели на основе заданных
критериев; -
коррекция модели с учетом накопленного
эмпирического материала; -
диссеминация полученного инновационного опыта. |
Ожидаемые результаты |
- Построение и
внедрение инновационной модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья». - Улучшение
духовного и физического здоровья всех членов педагогического сообщества школы:
учащихся, педагогов, родителей. - Повышение уровня
воспитанности, качества знаний и успеваемости школьников, активизация и
высокая результативность участия школьников в районных, областных,
всероссийских конкурсах, конференциях, форумах, фестивалях. - Расширение
педагогического сообщества школы за счет родителей учащихся. |
Основные направления реализации программы |
Модель здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья» реализуется посредством комплексного проекта, включающего три основных блока: - санитарно-гигиенический
(режим труда и отдыха, оптимизация учебных нагрузок, воздушно-тепловой режим,
горячее питание, профилактика йододефицита, освещенность, безопасность
образовательной среды, мониторинг гигиенических условий сохранения здоровья);
- деятельностный (учителя:
повышение квалификации по проблеме, составление паспорта здоровья учителя,
мониторинг состояния здоровья учителей; учащиеся: мониторинг состояния
здоровья учащихся, внедрение системы медицинской профилактики и оздоровления,
оздоровительно-профилактическая направленность внеклассной и внешкольной
работы; родители: вовлечение родителей в учебно-восп. процесс, родительский всеобуч,
система семейной психодиагностики и психокоррекции); - процессуальный (внедрение
здоровьесберегающих образовательных технологий, активизация
физкультурно-оздоровительной работы, мониторинг реализации
здоровьесберегающего потенциала школы). |
Финансовое обеспечение программы |
Бюджетные и внебюджетные средства (спонсорская помощь). |
Контроль за реализацией программы |
Департамент образования администрации Арзамасского района Совет школы Администрация МОУ Березовская СОШ |
Программа развития
МОУ Березовская СОШ на 2008-
-
имеющиеся достижения и проблемы;
-
основные тенденции развития образовательного
учреждения;
-
главные цели и задачи обучения, воспитания и развития
учащихся;
-
особенности организации учебно-воспитательного
процесса, кадрового и методического обеспечения;
-
ведущие направления инновационных преобразований
учебно-воспитательного процесса;
-
основные планируемые конечные результаты, а также критерии
результативности.
2.1 Обоснование ведущей идеи инновационного
развития.
Разработанная
педагогическим коллективом школы Программа развития опирается на
государственную стратегию в области образования, одним из приоритетов которой
является повышение качества школьного образования.
В Национальной
доктрине образования РФ качество образования определяется следующим образом: создание
демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для
полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация
образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных
учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности
личности; конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию
образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.
В стремлении
обеспечить необходимый уровень качества образования многие образовательные
учреждения идут по пути увеличения требований, предъявляемых к знаниям
учащихся, что способствует увеличению нагрузок и, как следствие, ухудшению
здоровья детей. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
Научного центра здоровья детей РАМН в России среди учащихся 11-х классов
абсолютно здоровых не выявляется; в среднем каждый школьник имеет по два
хронических заболевания, а 83% школьников нуждаются в медицинской помощи.
В результате
многочисленных исследований установлено, что главным фактором ухудшения
здоровья детей является чрезмерная интенсивность учебного процесса
(А.С. Залманов, В.П. Казнагеева, Г.А. Степанова, Н.А. Фомин, Н.С. Шикин,
B.C. Элькишин и др.). Это противоречит гуманистической образовательной парадигме,
предполагающей целенаправленное развитие физических и психических способностей
человека при сохранении и укреплении здоровья учащихся, а, следовательно, и
отрицательно сказывается на качестве образования.
В этой связи «Концепция
модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного
из необходимых условий повышения качества общего образования рассматривает проведение
оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание
в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
Сказанное выше обусловило
главную идею программы развития МОУ Березовская СОШ: здоровьесберегающая организация
учебно-воспитательного процесса – ведущий фактор сохранения и укрепления
здоровья учащихся, а в конечном итоге – повышения качества образования.
2.2 Краткая информационная справка о МОУ Березовская СОШ.
Адрес школы: 607249
Нижегородская область Арзамасский район д. Березовка.
Лицензия на право
ведения образовательной деятельности: серия А №168799
от 31 марта
Государственная
регистрация юридического лица: серия 52 №0011121189.
Аккредитация МО и
науки Нижегородской области: АА 058413 №1837
от 11 июля 2003г.
Год ввода в
эксплуатацию – 1982, проектная мощность – 320 человек.
В школе имеются:
спортивный зал, медицинский кабинет, столовая, библиотека (библиотечный фонд:
10000 книг, в том числе 2000 учебников), компьютерный класс (6 рабочих мест),
хорошо оборудованные предметные кабинеты, лаборатории при естественнонаучных и
технических кабинетах, 2 мастерские (30 рабочих мест), учебно-опытный участок (
Условия приема для
обучающихся – на общих основаниях.
Условия приема
педагогов на работу – по договору.
Учебные занятия
проводятся в одну смену.
Периоды итоговой
аттестации учащихся: четверть, полугодие, год.
Продолжительность
занятий: 1 класс – 35 минут, 2-11 классы – 45 минут.
Количество групп
продленного дня: 2 (50 человек).
Таблица 2
Численность учащихся
Учебные года |
Количество учащихся (классов) |
2002/2003 |
215 (16 классов) |
2003/ 2004 |
206 (15 классов) |
2004/2005 |
193 (14 классов) |
2005/2006 |
170 (15 классов) |
2006/2007 |
168 (15 классов) |
Характеристика педагогических кадров.
В школе работают 28
учителей, старший вожатый и библиотекарь, из них 7 учителей имеют высшую
квалификационную категорию, 18 учителей – первую квалификационную категорию, 2
учителя – вторую квалификационную категорию, 1 учитель – молодой специалист. Средний
возраст педагогического коллектива составляет 44 года.
Таблица 3
Качественный
анализ состава педагогических работников школы
Всего
пед.кадров |
Стаж |
Квалификационная
категория |
Повышение
квалификации |
|||||
0-3 |
от 3 до 20 |
>20 |
нет |
вторая |
первая |
высшая |
2004-2007 |
|
28 |
1 |
5 |
22 |
0 |
2 |
21 |
5 |
28 |
В 2006-2007
учебном году учитель истории Потороев А.В. стал победителем конкурса на
получение денежной премии (100 тыс. руб.) за высокое педагогическое мастерство
и значительный вклад в образование, который проходил в рамках приоритетного
национального проекта «Образование», учитель технологии
Якименко Н.Г. получила денежную премию в размере 20 тыс. руб.
3.
Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития.
Необходимость разработки данной Программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.
3.1. Анализ внешних факторов.
В последние десятилетия,
в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век
высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого
снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились
устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и
подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает серьёзные
опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых»
и «среднезрелых» детей по готовности к обучению. По данным С.В. Хрущёва, уже в
1994 году у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии
опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой
и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии.
В настоящее время
положение не стало лучше. По данным Института возрастной физиологии РАО около
90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина
школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30-35% детей,
поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В современной школе до
80% учащихся подвергаются неоправданному стрессу, что в большей степени
способствует раннему формированию хронической патологии и её прогрессированию. Активное
внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения,
альтернативных программ без должного педагогического и медицинского
обоснования, как правило, приводит к неадекватному увеличению нагрузок на
детей, переутомлению и развитию патологических состояний. Доказано, что при
несоблюдении педагогами в течение урока здоровьесберегающих требований у
обучающихся утомление развивается раньше, чем при соблюдении, что способствует
повышению двигательной активности, понижению работоспособности и в итоге ведет
к отрицательному эмоциональному состоянию, также к повышенной тревожности и
незащищенности у школьников. Длительное утомление приводит к переутомлению, что
отражается, в первую очередь, на здоровье ребенка, а затем и на его успеваемости
в обучении.
Между тем, современным
обществом востребовано не только повышение качества образования, и
совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся,
обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это
продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми
негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Многочисленные
физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов
и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные
меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.
Это нашло
отражение в важнейших государственных документах, определяющих стратегию
развития образования, таких как: Национальная доктрина образования в Российской
Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на
период до 2010 года; в региональных программах: Комплексная областная целевая
программа развития образования в Нижегородской области на 2006 – 2010 годы, Программа
развития образования Арзамасского района.
Анализ данных
документов позволил выявить главные ориентиры развития
МОУ Березовская СОШ:
-
воспитание здоровой личности, ориентированной на
здоровый образ жизни;
-
организация такого образовательного и
воспитательного процесса, который не только не навредит здоровью ребенку, но
будет способствовать его сохранению и укреплению;
-
использование здоровьесберегающих технологий
обучения и контроля знаний школьников;
-
использование доступных каждой школе средств охраны
здоровья и развития школьника.
Таким образом,
выбор инновационной идеи развития МОУ Березовская СОШ определяется
стратегическими документами правительства РФ в области образовательной
политики.
3.2. Анализ внутренних факторов.
Одним из основных направлений в работе школы является многоуровневая здоровьесберегающая деятельность. Педагогический коллектив руководствуется девизом: «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». Здоровьесберегающая деятельность реализуется не только в рамках образовательного процесса (здоровьесберегающие технологии обучения, уроки здоровья), воспитательной системы школы (тематика классных часов и КТД), но и является универсальной основой организации жизнедеятельности учащихся. Так, например, к традициям школы относятся: дни здоровья на природе, лыжные прогулки, турпоходы, спортивный праздник с родителями, праздник «День туризма» и мн.др.
Материально-техническая база школы позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе: для учащихся и педагогического коллектива работают спортивный зал, библиотека, столовая, медицинский кабинет.
В школе ежегодно проводится
медицинского обследования учащихся 1-11 классов (таблицы 4-5).
Таблица 4
Учебный год |
Кол-во учащихся |
Уровень здоровья |
Мед. группы для занятий ФВ |
|||||
1 гр.зд. |
2 гр.зд. |
3-5 гр.зд. |
осн. |
подгот. |
спец. А |
спец. Б |
||
2004-2005 |
193 |
80 |
112 |
1 |
110 |
68 |
1 |
0 |
2005-2006 |
170 |
97 |
70 |
3 |
128 |
41 |
1 |
0 |
2006-2007 |
168 |
90 |
77 |
1 |
112 |
55 |
1 |
0 |
Таблица 5
Вид заболевания |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
сердечнососудистое |
8 |
7 |
3 |
ЛОР |
0 |
0 |
0 |
органов зрения |
13 |
25 |
17 |
нервно-психическое |
3 |
3 |
3 |
органов пищеварения |
14 |
14 |
7 |
мочеполовой системы |
1 |
1 |
0 |
эндокринное |
14 |
13 |
10 |
органов дыхания |
2 |
1 |
1 |
аллергия |
0 |
0 |
0 |
сколиоз |
9 |
8 |
6 |
другие |
0 |
0 |
0 |
туб. инфиц. |
10 |
9 |
8 |
Анализ результатов показал, что проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни остается актуальной для школы и необходимо совершенствовать систему работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся.
Кроме того, в ходе анализа были выявлены
факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:
-
стрессовая педагогическая тактика некоторых
педагогов-предметников, несоответствие ряда используемых методик и технологий
обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
-
чрезмерная интенсификация учебного процесса;
-
недостаточное соблюдение физиологических и
гигиенических требований к организации учебного процесса;
-
недостаточная грамотность педагогов и родителей в
вопросах сохранения здоровья детей;
-
недостатки в системе физического воспитания.
Традиционным для школы является экологическое направление, которое реализуется в учебной (исследовательские проекты) и внешкольной деятельности учащихся (экологические десанты).
Образовательный процесс.
Учебный план школы соответствует общим и специфическим требованиям к образовательному процессу и реализуется в следующих принципах: полноты, целостности, и преемственности.
Школа на 1 ступени образования обеспечивает равные стартовые возможности получения общего образования для детей из разных групп и слоев населения, разностороннее развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены, экологической культуры и здорового образа жизни. Особое внимание уделяется исследовательской деятельности младших школьников как средству развития их познавательных интересов (реализуется концепция д.п.н., д.псих.н., профессора А.И. Савенкова).
На 2 ступени школа обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. На данной ступени основное внимание уделяется активному формированию личности ученика, чему способствует не только полно представленные в учебном плане образовательные области, но и усложнение исследовательской деятельности школьников. Кроме того, планомерно ведется профориентационная работа с учащимися.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. 3 ступень обучения в школе дает среднее (полное) общее образование, которое является завершающим этапом подготовки обучающихся для получения высшего образования, обеспечивает развитие у них устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе выбора индивидуального образовательного маршрута. Обучение на старшей ступени предполагает дальнейшее формирование у школьников позиции исследователя, целенаправленную подготовку старшеклассников к успешному обучению в вузах и к последующей профессиональной деятельности.
Следует отметить, что учащиеся МОУ Березовская СОШ неоднократно становились участниками и победителями районных, областных и всероссийских конкурсов исследовательских работ.
Таблица 6
Успеваемость и качество знаний учащихся
Учебный год |
Качество знаний |
Успеваемость |
2002/2003 |
48% |
100% |
2003/ 2004 |
50% |
100% |
2004/2005 |
48% |
100% |
2005/2006 |
50% |
100% |
2006/2007 |
48% |
100% |
Таблица 7
Динамика награждения медалями учащихся школы
Уч. год Медаль |
2002/2003 |
2003/2004 |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
Всего |
1 |
2 |
5 |
1 |
2 |
Золото |
|
2 |
2 |
|
2 |
Серебро |
1 |
|
3 |
1 |
|
Достаточно стабильной является динамика поступления выпускников в высшие и средне специальные учебные заведения (таблица 8):
Таблица 8
Учебный год |
||||
2002/2003 |
2003/2004 |
2004/2005 |
2005/2006 |
2006/2007 |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
11 |
Воспитательная система школы.
Цель воспитательной деятельности школы – создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современном социуме.
Методическую основу организации воспитательного процесса составляют: комплексная программа воспитания учащихся и программы воспитательной деятельности по следующим направлениям: программа деятельности детского объединения, программа деятельности по сохранению и развитию здоровья учащихся, программа экологического воспитания учащихся, программа летнего оздоровительного лагеря.
В школе бережно сохраняются следующие традиции: День знаний, Праздник урожая, День школьного театра, Вахта памяти, Ярмарка талантов, День матери, Неделя детской книги и др.
Сложившаяся воспитательная система школы позволяет достигать хороших результатов (таблица 9):
Таблица 9
Учебный год |
Уровень воспитанности учащихся |
2002/2003 |
4,1 |
2003/ 2004 |
4,1 |
2004/2005 |
4,0 |
2005/2006 |
3,9 |
2006/2007 |
4 |
По различным вопросам обучения и воспитания учащихся школа взаимодействует с детской школой искусств, сельской библиотекой, домом культуры, детским садом, сельской администрацией, амбулаторией, социальной службой, а также с родителями школьников.
По результатам анализа актуального состояния МОУ Березовская СОШ на момент разработки Программы развития можно выделить следующие положительные аспекты:
-
теоретическая база разработки и реализации
Программы развития;
-
опыт реализации здоровьесберегающих программ;
-
продуктивная организация жизнедеятельности коллектива
школы (система работы по здоровьесбережению школьников, детское объединение,
многоуровневая система детского самоуправления, традиции школы и др.);
-
система работы с родителями учащихся («Университет
педагогических знаний»);
-
стабильный квалифицированный педагогический
коллектив, ориентированный на инновации в сфере образовательной деятельности
(система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров);
-
стабильные показатели здоровья учащихся как
результат повышенного внимания к проблеме сохранения и укрепления здоровья
школьников и педагогов;
-
оснащенность учебных кабинетов и лабораторий современной
техникой, наличие выхода в Интернет;
-
стратегический подход к управлению школой.
Данные преимущества позволяют школе перейти на более высокую ступень
развития – к разработке и внедрение целостной модели школы, основанной на
здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем,
анализ внутренних факторов позволяет выявить и объективные ограничения, осложняющие
работу школу в инновационном режиме. Одно из основных – материально-техническая база школы, которая
требует постоянного совершенствования и модернизации.
Выводы.
Проблемно-ориентированный
анализ внутренних и внешних факторов позволил выделить 4 основные группы
факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих стратегию ее развития
(схема 1):
Схема 1
4. Концептуальная часть Программы развития.
4.1. Модель
проектируемой педагогической системы,
критерии и показатели оценки её результативности.
Признавая деятельностный подход ведущим при здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса, рассматривая понятие деятельности на пересечении генетического, структурно-функционального и динамического подходов, можно заключить, что учебно-воспитательный процесс школы есть своеобразный способ организации пространства деятельности педагогического сообщества, обусловленный «философией школы».
Кратко опишем логику формирования деятельностной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса школы. Необходимость описания обусловлена тем, что учебно-воспитательный процесс есть динамическая и саморазвивающаяся система, её внутренняя структура постоянно меняется, так как данная система, по мнению А.М. Аверьянова, «отображает не только статические формы упорядоченного целого, но также упорядоченность процессов». Следовательно, учебно-воспитательный процесс нужно рассматривать в двух аспектах: «состояния» и «движения». Структура состояния – это строение процесса в разрезе, в каждый момент движения; структура движения – это преобразование состояний процесса по ходу его движения.
Предлагаемая нами деятельностная модель отражает «состояние» через выделение основных компонентов системы, «движение» же «рождается» каждый год заново в зависимости от новых направлений развития школы, контингента учащихся, личностных особенностей педагогов и т.п.
На первом этапе построения модели необходимо четко определить ценностно-смысловые ориентиры, то есть выработать «философию школы».
На втором – наполнить конкретным содержанием основные компоненты учебно-воспитательного процесса: ценностный, социальный и технологический компоненты модели. Ценностный компонент включает цель, задачи и принципы деятельности, социальный – субъектов деятельности и отношения между ними, технологический – виды и формы деятельности.
На третьем этапе происходит окончательное оформление пространства деятельности педагогического сообщества школы, а также обогащается «философия школы» с учетом специфики сформированного пространства.
Данная теоретическая модель послужила основой для построения описанной ниже модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса МОУ Березовская СОШ «Школа – территория здоровья» (схема 2), функционирование которой рассчитано на период с 2008г. по 2012г.
Схема 2
Модель
здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса
МОУ Березовская СОШ «Школа – территория здоровья»
«Философия
школы» выражается в её миссии – повышении
качества образования школьников на основе здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса.
Ценностный компонент модели.
Цель – создание условий для сохранения и укрепления
духовного и физического здоровья членов педагогического сообщества в рамках
учебно-воспитательного процесса школы.
Задачи: привитие членами педагогического сообщества навыков здорового образа
жизни; расширение знаний в области укрепления и сохранения духовного и
физического здоровья; формирование культуры умственного труда как фактора сохранения
здоровья.
Принципы:
-
принцип системности (предполагает единую стратегию преобразований
в школе);
-
принцип открытости (предусматривает активное
взаимодействие как внутри педагогического сообщества школы, так и окружающим
социумом);
-
принцип интеграции (предполагает объединение
возможностей всех членов педагогического сообщества школы с целью более полной
реализации её миссии);
-
принцип полифункциональности (обеспечивает
реализацию школой не только образовательной, воспитательной и развивающей
функций, но и здоровьесберегающей, профориентационной, социализирующей);
-
принцип гуманитаризации образования (акцентирует
внимание на духовном здоровье как учащихся, так и всего педагогического
сообщества школы);
-
принцип гуманизации образования (предполагает
гуманистический характер отношений участников учебно-воспитательного процесса,
приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы
развития личности);
-
принцип природосообразности (предполагает учет
закономерностей природного развития детей, укрепления их физического и
психического здоровья);
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения
(предусматривает определение
индивидуальной траектории физического, психического, социального,
духовно-нравственного развития каждого ученика; предполагает формирование
ступеней, классов, потоков и групп с
учетом индивидуальных особенностей обучающихся);
-
принцип непрерывности (действует как
фундаментальная основа организации учебно-воспитательного
процесса).
Социальный компонент модели.
Субъект – педагогическое
сообщество школы, в которое входят администрация, педагоги, учащиеся, родители.
Отношения: «вертикальное» и «горизонтальное» сотрудничество.
Технологический компонент модели.
Ведущая деятельность – здоровьесберегающая, направленная на сохранение и укрепление духовного и физического здоровья педагогического сообщества школы.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Пространство деятельности педагогического сообщества школы (схема
3).
Пространство деятельности педагогического сообщества школы формируется на основе комплексного проекта, включающего три основных блока: санитарно-гигиенический, деятельностный и процессуальный.
Выделение санитарно-гигиенического
блока обусловлено идеей о том, что благоприятная
санитарно-гигиеническая среда развития ребенка обладает способностью
оптимизировать его физиологические и психические функции, компенсировать
имеющиеся нарушения, усиливать устойчивость к стрессам, а в конечном итоге – способствует
повышению качества учебной деятельности.
Санитарно-гигиенический блок базируется на медико-гигиенических технологиях (комплекс
мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии
с регламентациями СанПинНов, функционирование в школе медицинского кабинета); технологиях
обеспечения безопасности жизнедеятельности (безопасность образовательной
среды).
Однако если ограничивать работу
школы в сфере охраны здоровья только защитой членов педагогического сообщества
от вредных воздействий, то лишь небольшая часть образовательного потенциала
школы окажется задействованной. Следовательно, необходимо модернизировать
содержание и технологии обучения, что потребовало выделения деятельностного и процессуального
блоков проекта.
Деятельностный блок предусматривает
дифференцированную работу с учащимися, учителями и родителями. Главные идеи
блока: мониторинг состояния здоровья всех членов педагогического сообщества,
активное вовлечение родителей учащихся в здоровьесберегающую деятельность.
Процессуальный блок акцентирует внимание на использовании в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий. Отметим, что под «здоровьесберегающими образовательными технологиями» нами понимаются технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
В качестве универсальной надпредметной здоровьесберегающей технологии проект предполагает внедрение современной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ), которая нацелена на развитие интеллектуальных способностей учащихся, повышение качества усвоения и применения знаний на практике, повышение мотивации к учебе в целом и к изучению отдельных предметов, в частности.
Особое внимание при реализации данного проекта уделяется правильной с точки зрения здоровьесбережения организации урока, так как от уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.
Педагогический коллектив школы выработал комплекс требований к уроку с
точки зрения здоровьесбережения:
-
рациональная плотность урока должна составлять не
менее 60 % и не более 75-80 %;
-
в содержательную часть урока должны быть включены
вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у
обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
-
количество видов учебной деятельности должно равняться
4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;
-
в урок необходимо включать виды деятельности,
способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
-
в течение урока должно быть использовано не менее
2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то:
способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения
учащихся);
-
обучение должно производиться с учетом ведущих
каналов восприятия информации учащимися;
-
должен осуществляться контроль научности изучаемого
материала;
-
необходимо формировать внешнюю и внутреннюю
мотивацию деятельности учащихся;
-
необходимо осуществлять индивидуальный подход к
учащимся с учетом личностных возможностей;
-
на уроке нужно создавать благоприятный
психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
-
нужно включать в урок технологические приемы и методы,
способствующие самопознанию, самооценке учащихся;
-
необходимо для увеличения работоспособности и
подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место,
содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью
- 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);
-
необходимо производить целенаправленную рефлексию в
течение всего урока и в итоговой его части.
Кроме
того, данный блок предполагает существенную активизацию физкультурно-оздоровительной
работы в школе.
Схема 3
Проект
организации пространства деятельности
педагогического сообщества МОУ Березовская СОШ
Оценку результативности модели «Школа – территория здоровья» целесообразно осуществлять посредством оценивания жизнедеятельности учащихся, так как именно они находятся в центре учебно-воспитательного процесса (таблица 10).
Таблица 10
Критерии и показатели
результативности
модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса
Критерии |
Показатели |
Методы измерения (методики) |
образовательный |
уровень
обученности учащихся |
методика П.И. Третьякова |
результативность
участия в олимпиадах, образовательных конкурсах, научных конференциях и т.п. |
регистрация и ранжирование |
|
воспитательный |
уровень
воспитанности учащихся |
методика Н.П. Капустина |
здоровьесберегающий |
уровень здоровья школьников |
медицинское обследование, анкетирование, интервью (с младшими школьниками) |
социологический |
адаптация выпускников школы |
опрос и ранжирование |
4.2.
Модели основных членов педагогического сообщества школы.
Компетентностная
модель выпускника.
Ценностно-смысловые компетенции:
-
способность видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;
-
умение выбирать целевые и смысловые установки для
своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно-познавательные компетенции:
-
компетенции ученика в сфере самостоятельной
познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,
общеучебной деятельности;
-
целеполагание, планирование, анализ, рефлексия,
самооценка;
-
креативные навыки: добывание знаний непосредственно
из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных
проблем, действиями в нестандартных ситуациях;
-
функциональная грамотность: умение отличать факты
от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных,
статистических и иных методов познания.
Общекультурные компетенции:
-
познание и опыт деятельности в области национальной
и общечеловеческой культуры;
-
духовно-нравственные основы жизни человека и
человечества, отдельных народов;
-
культурологические основы семейных, социальных,
общественных явлений и традиций;
-
роль науки и религии в жизни человека;
-
компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Социально-трудовые компетенции:
-
выполнение роли гражданина, наблюдателя,
избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя,
члена семьи;
-
права и обязанности в вопросах экономики и права, в
области профессионального самоопределения;
- умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Информационные компетенции:
-
навыки деятельности по отношению к информации в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
-
владение современными средствами информации
(телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.)
и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ,
Интернет);
-
поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее
преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции:
-
знание языков, способов взаимодействия с
окружающими и удаленными событиями и людьми;
-
навыки работы в группе, коллективе, владение различными
социальными ролями;
-
умение представить себя, написать письмо, анкету,
заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Компетенции личностного самосовершенствования:
-
физическое, духовное и интеллектуальное
саморазвитие, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;
-
деятельность в собственных интересах и
возможностях, непрерывное самопознание ученика;
-
развитие необходимых современному человеку
личностных качеств;
-
психологическая грамотность, культура мышления и
поведения.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
-
правила личной гигиены, забота о собственном
здоровье, половая грамотность;
-
внутренняя экологическая культура;
-
способы безопасной жизнедеятельности.
Компетентностная
модель учителя.
Научно-теоретические компетенции:
-
осознание и ориентация методов научного познания,
логики преподавания научных знаний;
-
ориентация в отборе содержания обучения на основе
выявления и формирования ведущих идей, понятий, закономерностей, концепций,
фактов;
-
понимание сущности целевых ориентаций в современной
сфере образования, педагогики, методологии, философии;
-
выявление ключевых компетенций, которые необходимо
сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета.
Методические компетенции:
-
ориентация в многообразии и сущностных
характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения
учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей;
-
владение и применение продуктивных методов
обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию
образования;
-
использование средств обучения в активизации
деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к
жизни;
-
знание сущности и условий успешного применения
активных форм обучения в образовательном процессе.
Личностные компетенции.
-
знание психолого-физиологических, педагогических
особенностей развития школьников;
-
знание психологических, антропологических,
культурологических основ науки;
-
владение приемами саморегуляции, педагогическим
тактом в любых педагогических ситуациях;
-
широкая эрудиция и кругозор педагога;
-
сформированность гуманистических ценностей личности
педагога.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
-
стремление к самообразованию в вопросах здоровье
сбережения;
-
владение основами здорового образа жизни;
-
осознание необходимости в создании
здоровьесберегающей среды в школе;
-
теоретические знания в области валеологии и
проектирования здоровьесберегающей образовательной среды;
-
система нормативно-правовых знаний, позволяющих
устанавливать ответственность учителя и ученика за результаты
здоровьесберегающей деятельности.
Компетентностная
модель родителя.
Образовательные компетенции:
-
знания научных предметов на уровне функциональной
грамотности, умение объяснить научные явления с точки зрения востребованности
жизнью, в рамках которого состоялась его профессиональная судьба, либо
реализованы его интересы и хобби;
-
владение целостным представлением о картине мира с
позиций значимости и применения в реальной действительности;
-
знания узкоспециализированные, выходящие за рамки
общеобразовательных предметов;
-
индивидуализированные знания общеобразовательных
предметов, не имеющие аналогов в преподавании учителем.
Воспитательные компетенции:
-
личностная заинтересованность в успешном результате
воспитания детей;
-
понимание роли и функции личностных качеств
учащихся для самообразования и самореализации;
-
ориентация на семейные традиции и опыт семейного
воспитания и необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия
на личность ученика;
-
владение приемами «домашнего» воспитания.
Личностные компетенции:
-
социально значимый опыт общения с окружающими;
-
коммуникативные умения с учетом возрастных
особенностей детей;
-
личностная состоятельность (сформированность
общечеловеческих ценностей);
-
профессиональная успешность;
-
ориентация на благоприятную психологическую
обстановку в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:
-
владение основами здорового образа жизни и
безопасности жизнедеятельности;
-
осознание необходимости ведения здорового образа
жизни и укрепления здоровья;
-
владение здоровьесберегающими методиками.
Реализация
данных моделей позволяет строить отношения «вертикального» и «горизонтального»
сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, необходимые для выполнения миссии
школы.
4.3.
Стратегия инновационных преобразований
Накопленный
опыт позволил школе ориентироваться на системный
характер нововведений; стремление воздействовать на ближайшее социальное
окружение с тем, чтобы сделать его насколько это возможно максимально
благоприятным для своей деятельности; инициацию изменений в сознании тех, кто
заинтересован в эффективной деятельности школы.
Программа развития МОУ Березовская СОШ рассчитана на 2008-2012г.г. и предусматривает обеспечение устойчивого развития образовательной системы школы до 2012 года.
Этапы и направления работы над Программой.
Диагностический этап (2008г.):
-
построение деятельностной модели
здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа –
территория здоровья»;
-
разработка механизма реализации модели, критериев
её результативности.
Практический этап (2009-2011г.г.):
-
расширение педагогического сообщества школы с целью
более полной реализации модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса;
-
внедрение модели здоровьесберегающей организации
учебно-воспитательного процесса.
Обобщающий этап (2012г.):
-
оценка эффективности модели на основе заданных
критериев;
-
коррекция модели с учетом накопленного
эмпирического материала;
-
диссеминация полученного инновационного опыта.
Ресурсное обеспечение преобразований.
Школа
обладает необходимыми ресурсами для реализации программы.
К
ним относятся:
-
человеческий ресурс: в школе работает
квалифицированный, стабильный, сплоченный педагогический коллектив,
мотивированный на инновационную деятельность;
-
информационный ресурс: администрация и педагоги
школы участвуют в программе непрерывного повышения квалификации, что
обеспечивает постоянное совершенствование их профессиональных компетенций;
-
научный ресурс: школа сотрудничает с педагогами ГОУ ВПО «АГПИ
им. А.П. Гайдара», которые будут
осуществлять научное руководство реализацией программы, также имеется
возможность консультирования с научными работниками других ВУЗов и организаций;
-
социальный ресурс: программа одобрена педагогическим
сообществом школы: педагогами, учащимися, родителями.
Недостающие
материальные ресурсы предусмотрены сметой расходов на реализацию данной
программы (приложение 2).
Таблица 11
Система мероприятий по реализации Программы
№ |
Содержание этапа |
Сроки |
Диагностический
этап |
||
1 |
Тематические курсы повышения квалификации педагогов. |
январь – май 2008г. |
2 |
Освоение учителями-предметниками и классными руководителями теоретических основ здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе. |
январь – май 2008г. |
3 |
Освоение учителями-предметниками образовательной технологии «ИнтеллекТ». |
март – май |
4 |
Разработка педагогическим коллективом тематических программ, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья членов педагогического сообщества (программы физкультурно-оздоровительной работы, работы детского объединения, работы с родителями, программы летнего отдыха учащихся, туристической работы и др.). |
январь – май 2008г. |
5 |
Оценка исходных (стартовых) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями. Анализ результатов. |
май 2008г. |
6 |
Пополнение библиотечного фонда психолого-педагогической литературой по проблеме. |
январь – май 2008г. |
7 |
Закупка рабочих тетрадей для внедрения технологии «ИнтеллекТ». |
февраль 2008г. |
8 |
Заключение договоров с медицинскими учреждениями с целью обеспечения квалифицированного мониторинга состояния здоровья членов педагогического сообщества школы. |
январь – май 2008г. |
9 |
Совершенствование материально-технической базы школы: открытие школьного стадиона, закупка дополнительного спортинвентаря, модернизация медицинского кабинета, улучшение санитарно-гигиенических условий (ремонт столовой, учебных кабинетов и санузлов, частичная замена осветительных приборов), приобретение эргономичной школьной мебели, озеленение классов. |
январь – май 2008г. |
Практический
этап |
||
1 |
Оценка текущих показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями. Анализ результатов. |
в конце каждого уч. года |
2 |
Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания. |
февраль 2009г. – декабрь 2011г. |
|
Внедрение в учебно-воспитательный процесс тематических программ, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья членов педагогического сообщества (программы физкультурно-оздоровительной работы, работы детского объединения, работы с родителями, программы летнего отдыха учащихся, туристической работы и др.). |
февраль 2009г. – декабрь 2011г. |
3 |
Проведение открытых уроков и мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания |
февраль 2009г. – декабрь 2011г. |
4 |
Подготовка
педагогами школы публикаций по проблеме (презентация опыта работы). |
февраль 2009г. – декабрь 2011г. |
5 |
Проведение районного конкурса детских работ «Школа – территория здоровья». |
декабрь 2011г. |
Обобщающий
этап |
||
1 |
Оценка итоговых показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями. Анализ результатов. |
январь-февраль |
|
Оценка результативности модели «Школа – территория успеха» по выделенным критериям: образовательному, воспитательному, здоровьесберегающему и социалогическому. |
январь-февраль |
2 |
Проведение районной научно-методической конференции «Школа – территория здоровья». Презентация опыта работы школы по Программе. |
март 2012г. |
4 |
Подготовка сборника учебно-методических работ педагогов (итоги конференции). |
апрель 2012г. |
5 |
Оформление отчета и рекомендаций по результатам работы. |
май 2012г. |
5. Механизмы управления и контроля ожидаемого
результата.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет директор и заместители директора:
-
анализируют ход выполнения плана, действий по
реализации Программы и выносят на педагогический совет предложения по его
коррекции;
-
осуществляют информационное и методическое
обеспечение реализации Программы;
-
осуществляют тематический, текущий, персональный и
предупредительный контроль деятельности педагогического коллектива и учащихся.
Директор и заместители директора руководствуются стратегической схемой управления изменениями в рамках учебно-воспитательного процесса (схема 4):
Схема 4
Итоги выполнения Программы ежегодно обсуждаются на заседании итогового Педагогического Совета и Совета школы.
Эффективность деятельности директора в системе реализации Программы определяется на основе следующих показателей: стратегическое планирование и преобразования; коммуникация; принятие решений; создание выборных органов и работа с ними; создание и поддержание развивающей среды; ведение документации; планирование и управление финансовой деятельностью; управление изменениями; создание системы обучения персонала; организация мониторинга и экспертизы.
6. Ожидаемые результаты инновационной
деятельности.
Ожидаемые
результаты:
-
построение и внедрение инновационной модели
здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа –
территория здоровья»;
-
улучшение духовного и физического здоровья всех членов
педагогического сообщества школы: учащихся, педагогов, родителей;
-
повышение уровня воспитанности, качества знаний и
успеваемости школьников, активизация и высокая результативность участия
школьников в районных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях,
форумах, фестивалях;
-
расширение педагогического сообщества школы за счет
родителей учащихся.
Формы
представления результатов:
-
аналитические отчёты о ходе реализации Программы
развития;
-
результаты мониторинга показателей
учебно-воспитательного процесса по выделенным критериям;
-
выступления педагогов на конференциях различного
формата, публикация статей и др.