ЗАВЕРЯЮ:

Начальник управления образования

и молодежной политики администрации

Арзамасского района

________________________А.А. Кураев

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Березовская СОШ

 

__________________ В.Д. Ручкин

«_____»____________200 ___ год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа» Арзамасского района Нижегородской области

 

 

«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

на 2008 – 2012 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития рассмотрена и принята на заседании Общего собрания трудового коллектива  МОУ «Березовская СОШ» (протокол № 1 от 03 сентября 2007 г.).

 

Таблица 1

 

1.     Паспорт программы развития
МОУ Березовская средняя общеобразовательная школа.

 

Наименование программы

Программа развития МОУ Березовская СОШ
«
Школа – территория здоровья»

Основания для разработки программы

-     Конституция РФ.

-     Конвенция о правах ребенка.

-     Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223 – ФЗ.

-     Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 27.07.1996 №124.

-     Закон Российской Федерации «Об образовании».

-     Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.

-     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

-     Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196).

-     Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006 – 2010 годы.

-     Программа развития образования Арзамасского района.

Заказчик программы

Учредитель

Родители

Разработчик программы

Администрация

Педагогический коллектив

Основные исполнители программы

Администрация

Педагогический коллектив

Родители

Цель программы

Построение, апробация, отработка и диссеминация модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья».

Задачи

1.    Построение деятельностной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья».

2.    Разработка механизма реализации модели, критериев её результативности.

3.    Расширение педагогического сообщества школы с целью более полной реализации модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса.

4.    Внедрение модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса, коррекция модели с учетом накопленного эмпирического материала.

5.    Диссеминация полученного инновационного опыта.

Сроки и этапы реализации программы

1.    Диагностический этап (2008г.):

-     построение деятельностной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья»;

-     разработка механизма реализации модели, критериев её результативности.

2.    Практический этап (2009-2011г.г.):

-     расширение педагогического сообщества школы с целью более полной реализации модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса;

-     внедрение модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса.

3.    Обобщающий этап (2012г.):

-     оценка эффективности модели на основе заданных критериев;

-     коррекция модели с учетом накопленного эмпирического материала;

-     диссеминация полученного инновационного опыта.

Ожидаемые результаты

-     Построение и внедрение инновационной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья».

-     Улучшение духовного и физического здоровья всех членов педагогического сообщества школы: учащихся, педагогов, родителей.

-     Повышение уровня воспитанности, качества знаний и успеваемости школьников, активизация и высокая результативность участия школьников в районных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях, форумах, фестивалях.

-     Расширение педагогического сообщества школы за счет родителей учащихся.

Основные направления реализации программы

Модель здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья» реализуется посредством комплексного проекта, включающего три основных блока:

-     санитарно-гигиенический (режим труда и отдыха, оптимизация учебных нагрузок, воздушно-тепловой режим, горячее питание, профилактика йододефицита, освещенность, безопасность образовательной среды, мониторинг гигиенических условий сохранения здоровья);

-     деятельностный (учителя: повышение квалификации по проблеме, составление паспорта здоровья учителя, мониторинг состояния здоровья учителей; учащиеся: мониторинг состояния здоровья учащихся, внедрение системы медицинской профилактики и оздоровления, оздоровительно-профилактическая направленность внеклассной и внешкольной работы; родители: вовлечение родителей в учебно-восп. процесс, родительский всеобуч, система семейной психодиагностики и психокоррекции);

-     процессуальный (внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий, активизация физкультурно-оздоровительной работы, мониторинг реализации здоровьесберегающего потенциала школы).

Финансовое обеспечение программы

Бюджетные и внебюджетные средства (спонсорская помощь).

Контроль за реализацией программы

Департамент образования администрации Арзамасского района

Совет школы

Администрация МОУ Березовская СОШ


  1. Введение.

Программа развития МОУ Березовская СОШ на 2008-2012 г.г. «Школа – территория здоровья» представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий:

-     имеющиеся достижения и проблемы;

-     основные тенденции развития образовательного учреждения;

-     главные цели и задачи обучения, воспитания и развития учащихся;

-     особенности организации учебно-воспитательного процесса, кадрового и методического обеспечения;

-     ведущие направления инновационных преобразований учебно-воспитательного процесса;

-     основные планируемые конечные результаты, а также критерии результативности.

 

2.1 Обоснование ведущей идеи инновационного развития.

Разработанная педагогическим коллективом школы Программа развития опирается на государственную стратегию в области образования, одним из приоритетов которой является повышение качества школьного образования.

В Национальной доктрине образования РФ качество образования определяется следующим образом: создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях; индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности; конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

В стремлении обеспечить необходимый уровень качества образования многие образовательные учреждения идут по пути увеличения требований, предъявляемых к знаниям учащихся, что способствует увеличению нагрузок и, как следствие, ухудшению здоровья детей. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН в России среди учащихся 11-х классов абсолютно здоровых не выявляется; в среднем каждый школьник имеет по два хронических заболевания, а 83% школьников нуждаются в медицинской помощи.

В результате многочисленных исследований установлено, что главным фактором ухудшения здоровья детей является чрезмерная интенсивность учебного процесса
(А.С. Залманов, В.П. Казнагеева, Г.А. Степанова, Н.А. Фомин, Н.С. Шикин,
B.C. Элькишин и др.). Это противоречит гуманистической образовательной парадигме, предполагающей целенаправленное развитие физических и психических способностей человека при сохранении и укреплении здоровья учащихся, а, следовательно, и отрицательно сказывается на качестве образования.

В этой связи «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» в качестве одного из необходимых условий повышения качества общего образования рассматривает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Сказанное выше обусловило главную идею программы развития МОУ Березовская СОШ: здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса – ведущий фактор сохранения и укрепления здоровья учащихся, а в конечном итоге – повышения качества образования.


2.2 Краткая информационная справка о МОУ Березовская СОШ.

 

Адрес школы: 607249 Нижегородская область Арзамасский район д. Березовка.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности: серия А №168799
от 31 марта 2006 г.

Государственная регистрация юридического лица: серия 52 №0011121189.

Аккредитация МО и науки Нижегородской области: АА 058413 №1837
от 11 июля 2003г.

Год ввода в эксплуатацию – 1982, проектная мощность – 320 человек.

В школе имеются: спортивный зал, медицинский кабинет, столовая, библиотека (библиотечный фонд: 10000 книг, в том числе 2000 учебников), компьютерный класс (6 рабочих мест), хорошо оборудованные предметные кабинеты, лаборатории при естественнонаучных и технических кабинетах, 2 мастерские (30 рабочих мест), учебно-опытный участок (0,5 га).

Условия приема для обучающихся – на общих основаниях.

Условия приема педагогов на работу – по договору.

Учебные занятия проводятся в одну смену.

Периоды итоговой аттестации учащихся: четверть, полугодие, год.

Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2-11 классы – 45 минут.

Количество групп продленного дня: 2 (50 человек).

Таблица 2

Численность учащихся

 

Учебные года

Количество учащихся (классов)

2002/2003

215 (16 классов)

2003/ 2004

206 (15 классов)

2004/2005

193 (14 классов)

2005/2006

170 (15 классов)

2006/2007

168 (15 классов)

 

Характеристика педагогических кадров.

В школе работают 28 учителей, старший вожатый и библиотекарь, из них 7 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 18 учителей – первую квалификационную категорию, 2 учителя – вторую квалификационную категорию, 1 учитель – молодой специалист. Средний возраст педагогического коллектива составляет 44 года.

Таблица 3

Качественный анализ состава педагогических работников школы

 

Всего пед.кадров

Стаж

Квалификационная категория

Повышение квалификации

0-3

от 3 до 20

>20

нет

вторая

первая

высшая

2004-2007

28

1

5

22

0

2

21

5

28

 

В 2006-2007 учебном году учитель истории Потороев А.В. стал победителем конкурса на получение денежной премии (100 тыс. руб.) за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, который проходил в рамках приоритетного национального проекта «Образование», учитель технологии
Якименко Н.Г. получила денежную премию в размере 20 тыс. руб.


3. Аналитико-прогностическое обоснование Программы развития.

 

Необходимость разработки данной Программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

 

3.1. Анализ внешних факторов.

 

В последние десятилетия, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает серьёзные опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых» и «среднезрелых» детей по готовности к обучению. По данным С.В. Хрущёва, уже в 1994 году у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии.

В настоящее время положение не стало лучше. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье, половина школьников страдает теми или иными невротическими синдромами. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. В современной школе до 80% учащихся подвергаются неоправданному стрессу, что в большей степени способствует раннему формированию хронической патологии и её прогрессированию. Активное внедрение в образовательный процесс новых форм и методов обучения, альтернативных программ без должного педагогического и медицинского обоснования, как правило, приводит к неадекватному увеличению нагрузок на детей, переутомлению и развитию патологических состояний. Доказано, что при несоблюдении педагогами в течение урока здоровьесберегающих требований у обучающихся утомление развивается раньше, чем при соблюдении, что способствует повышению двигательной активности, понижению работоспособности и в итоге ведет к отрицательному эмоциональному состоянию, также к повышенной тревожности и незащищенности у школьников. Длительное утомление приводит к переутомлению, что отражается, в первую очередь, на здоровье ребенка, а затем и на его успеваемости в обучении.

Между тем, современным обществом востребовано не только повышение качества образования, и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровья обучающихся, обеспечение психологического комфорта участникам педагогического процесса. Это продиктовано быстрыми темпами развития высоких технологий, а также устойчивыми негативными тенденциями в динамике состояния здоровья детей и подростков. Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убеждают педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников.

Это нашло отражение в важнейших государственных документах, определяющих стратегию развития образования, таких как: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; в региональных программах: Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006 – 2010 годы, Программа развития образования Арзамасского района.

Анализ данных документов позволил выявить главные ориентиры развития
МОУ Березовская СОШ:

-     воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни;

-     организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не только не навредит здоровью ребенку, но будет способствовать его сохранению и укреплению;

-     использование здоровьесберегающих технологий обучения и контроля знаний школьников;

-     использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.

Таким образом, выбор инновационной идеи развития МОУ Березовская СОШ определяется стратегическими документами правительства РФ в области образовательной политики.

3.2. Анализ внутренних факторов.

 

Одним из основных направлений в работе школы является многоуровневая здоровьесберегающая деятельность. Педагогический коллектив руководствуется девизом: «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни». Здоровьесберегающая деятельность реализуется не только в рамках образовательного процесса (здоровьесберегающие технологии обучения, уроки здоровья), воспитательной системы школы (тематика классных часов и КТД), но и является универсальной основой организации жизнедеятельности учащихся. Так, например, к традициям школы относятся: дни здоровья на природе, лыжные прогулки, турпоходы, спортивный праздник с родителями, праздник «День туризма» и мн.др.

Материально-техническая база школы позволяет целесообразно организовать пребывание ребенка в школе: для учащихся и педагогического коллектива работают спортивный зал, библиотека, столовая, медицинский кабинет.

В школе ежегодно проводится медицинского обследования учащихся 1-11 классов (таблицы 4-5).

Таблица 4

Учебный год

Кол-во учащихся

Уровень здоровья

Мед. группы для занятий ФВ

1 гр.зд.

2 гр.зд.

3-5 гр.зд.

осн.

подгот.

 

спец. А

 

спец. Б

2004-2005

193

80

112

1

110

68

1

0

2005-2006

170

97

70

3

128

41

1

0

2006-2007

168

90

77

1

112

55

1

0

 

Таблица 5

Вид заболевания

2004/2005

2005/2006

2006/2007

сердечнососудистое

8

7

3

ЛОР

0

0

0

органов зрения

13

25

17

нервно-психическое

3

3

3

органов пищеварения

14

14

7

мочеполовой системы

1

1

0

эндокринное

14

13

10

органов дыхания

2

1

1

аллергия

0

0

0

сколиоз

9

8

6

другие

0

0

0

туб. инфиц.

10

9

8

Анализ результатов показал, что проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни остается актуальной для школы и необходимо совершенствовать систему работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся.

Кроме того, в ходе анализа были выявлены факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьников:

-     стрессовая педагогическая тактика некоторых педагогов-предметников, несоответствие ряда используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

-     чрезмерная интенсификация учебного процесса;

-     недостаточное соблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

-     недостаточная грамотность педагогов и родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

-     недостатки в системе физического воспитания.

Традиционным для школы является экологическое направление, которое реализуется в учебной (исследовательские проекты) и внешкольной деятельности учащихся (экологические десанты).

Образовательный процесс.

Учебный план школы соответствует общим и специфическим требованиям к образовательному процессу и реализуется в следующих принципах: полноты, целостности, и преемственности.

Школа на 1 ступени образования обеспечивает равные стартовые возможности получения общего образования для детей из разных групп и слоев населения, разностороннее развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены, экологической культуры и здорового образа жизни. Особое внимание уделяется исследовательской деятельности младших школьников как средству развития их познавательных интересов (реализуется концепция д.п.н., д.псих.н., профессора А.И. Савенкова).

На 2 ступени школа обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. На данной ступени основное внимание уделяется активному формированию личности ученика, чему способствует не только полно представленные в учебном плане образовательные области, но и усложнение исследовательской деятельности школьников. Кроме того, планомерно ведется профориентационная работа с учащимися.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. 3 ступень обучения в школе дает среднее (полное) общее образование, которое является завершающим этапом подготовки обучающихся для получения высшего образования, обеспечивает развитие у них устойчивых познавательных интересов и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе выбора индивидуального образовательного маршрута. Обучение на старшей ступени предполагает дальнейшее формирование у школьников позиции исследователя, целенаправленную подготовку старшеклассников к успешному обучению в вузах и к последующей профессиональной деятельности.

Следует отметить, что учащиеся МОУ Березовская СОШ неоднократно становились участниками и победителями районных, областных и всероссийских конкурсов исследовательских работ.

Таблица 6

Успеваемость и качество знаний учащихся

 

Учебный год

Качество знаний

Успеваемость

2002/2003

48%

100%

2003/ 2004

50%

100%

2004/2005

48%

100%

2005/2006

50%

100%

2006/2007

48%

100%

 

Таблица 7

Динамика награждения медалями учащихся школы

 

Уч. год

Медаль

2002/2003

2003/2004

2004/2005

2005/2006

2006/2007

Всего

1

2

5

1

2

Золото

 

2

2

 

2

Серебро

1

 

3

1

 

 

 

Достаточно стабильной является динамика поступления выпускников в высшие и средне специальные учебные заведения (таблица 8):

Таблица 8

 

Учебный год

2002/2003

2003/2004

2004/2005

2005/2006

2006/2007

8

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

11

 

Воспитательная система школы.

Цель воспитательной деятельности школы – создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современном социуме.

Методическую основу организации воспитательного процесса составляют: комплексная программа воспитания учащихся и программы воспитательной деятельности по следующим направлениям: программа деятельности детского объединения,  программа деятельности по сохранению и развитию здоровья учащихся, программа экологического воспитания учащихся, программа летнего оздоровительного лагеря.

В школе бережно сохраняются следующие традиции: День знаний, Праздник урожая, День школьного театра, Вахта памяти, Ярмарка талантов, День матери, Неделя детской книги и др.

Сложившаяся воспитательная система школы позволяет достигать хороших результатов (таблица 9):

 

 

Таблица 9

 

Учебный год

Уровень воспитанности учащихся

2002/2003

4,1

2003/ 2004

4,1

2004/2005

4,0

2005/2006

3,9

2006/2007

4

 

По различным вопросам обучения и воспитания учащихся школа взаимодействует с детской школой искусств, сельской библиотекой, домом культуры, детским садом, сельской администрацией, амбулаторией, социальной службой, а также с родителями школьников.

По результатам анализа актуального состояния МОУ Березовская СОШ на момент разработки Программы развития можно выделить следующие положительные аспекты:

-     теоретическая база разработки и реализации Программы развития;

-     опыт реализации здоровьесберегающих программ;

-     продуктивная организация жизнедеятельности коллектива школы (система работы по здоровьесбережению школьников, детское объединение, многоуровневая система детского самоуправления, традиции школы и др.);

-     система работы с родителями учащихся («Университет педагогических знаний»);

-     стабильный квалифицированный педагогический коллектив, ориентированный на инновации в сфере образовательной деятельности (система непрерывного повышения квалификации педагогических кадров);

-     стабильные показатели здоровья учащихся как результат повышенного внимания к проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников и педагогов;

-     оснащенность учебных кабинетов и лабораторий современной техникой, наличие выхода в Интернет;

-     стратегический подход к управлению школой.

Данные преимущества позволяют школе перейти на более высокую ступень развития – к разработке и внедрение целостной модели школы, основанной на здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем, анализ внутренних факторов позволяет выявить и объективные ограничения, осложняющие работу школу в инновационном режиме. Одно из основных – материально-техническая база школы, которая требует постоянного совершенствования и модернизации.

Выводы.

 

Проблемно-ориентированный анализ внутренних и внешних факторов позволил выделить 4 основные группы факторов, влияющих на актуальное состояние школы и определяющих стратегию ее развития (схема 1):


Схема 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



4. Концептуальная часть Программы развития.

 

4.1. Модель проектируемой педагогической системы,
критерии и показатели оценки её результативности.

 

Признавая деятельностный подход ведущим при здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса, рассматривая понятие деятельности на пересечении генетического, структурно-функционального и динамического подходов, можно заключить, что учебно-воспитательный процесс школы есть своеобразный способ организации пространства деятельности педагогического сообщества, обусловленный «философией школы».

Кратко опишем логику формирования деятельностной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса школы. Необходимость описания обусловлена тем, что учебно-воспитательный процесс есть динамическая и саморазвивающаяся система, её внутренняя структура постоянно меняется, так как данная система, по мнению А.М. Аверьянова, «отображает не только статические формы упорядоченного целого, но также упорядоченность процессов». Следовательно, учебно-воспитательный процесс нужно рассматривать в двух аспектах: «состояния» и «движения». Структура состояния – это строение процесса в разрезе, в каждый момент движения; структура движения – это преобразование состояний процесса по ходу его движения.

Предлагаемая нами деятельностная модель отражает «состояние» через выделение основных компонентов системы, «движение» же «рождается» каждый год заново в зависимости от новых направлений развития школы, контингента учащихся, личностных особенностей педагогов и т.п.

На первом этапе построения модели необходимо четко определить ценностно-смысловые ориентиры, то есть выработать «философию школы».

На втором – наполнить конкретным содержанием основные компоненты учебно-воспитательного процесса: ценностный, социальный и технологический компоненты модели. Ценностный компонент включает цель, задачи и принципы деятельности, социальный – субъектов деятельности и отношения между ними, технологический – виды и формы деятельности.

На третьем этапе происходит окончательное оформление пространства деятельности педагогического сообщества школы, а также обогащается «философия школы» с учетом специфики сформированного пространства.

Данная теоретическая модель послужила основой для построения описанной ниже модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса МОУ Березовская СОШ «Школа – территория здоровья» (схема 2), функционирование которой рассчитано на период с 2008г. по 2012г.

 


Схема 2

 

Модель здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса
 МОУ Березовская СОШ «Школа – территория здоровья»

 

«Философия школы» выражается в её миссииповышении качества образования школьников на основе здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса.

Ценностный компонент модели.

Цель – создание условий для сохранения и укрепления духовного и физического здоровья членов педагогического сообщества в рамках учебно-воспитательного процесса школы.

Задачи: привитие членами педагогического сообщества навыков здорового образа жизни; расширение знаний в области укрепления и сохранения духовного и физического здоровья; формирование культуры умственного труда как фактора сохранения здоровья.

Принципы:

-     принцип системности (предполагает единую стратегию преобразований в школе);

-     принцип открытости (предусматривает активное взаимодействие как внутри педагогического сообщества школы, так и окружающим социумом);

-     принцип интеграции (предполагает объединение возможностей всех членов педагогического сообщества школы с целью более полной реализации её миссии);

-     принцип полифункциональности (обеспечивает реализацию школой не только образовательной, воспитательной и развивающей функций, но и здоровьесберегающей, профориентационной, социализирующей);

-     принцип гуманитаризации образования (акцентирует внимание на духовном здоровье как учащихся, так и всего педагогического сообщества школы);

-     принцип гуманизации образования (предполагает гуманистический характер отношений участников учебно-воспитательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности);

-     принцип природосообразности (предполагает учет закономерностей природного развития детей, укрепления их физического и психического здоровья); 

-     принцип индивидуализации и дифференциации обучения (предусматривает  определение индивидуальной траектории физического, психического, социального, духовно-нравственного развития каждого ученика; предполагает формирование ступеней, классов,  потоков и групп с учетом индивидуальных особенностей обучающихся);

-     принцип непрерывности (действует как фундаментальная основа организации  учебно-воспитательного процесса).

Социальный компонент модели.

Субъект – педагогическое сообщество школы, в которое входят администрация, педагоги, учащиеся, родители.

Отношения: «вертикальное» и «горизонтальное» сотрудничество.

Технологический компонент модели.

Ведущая деятельность – здоровьесберегающая, направленная на сохранение и укрепление духовного и физического здоровья педагогического сообщества школы.

Формы деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Пространство деятельности педагогического сообщества школы (схема 3).

Пространство деятельности педагогического сообщества школы формируется на основе комплексного проекта, включающего три основных блока: санитарно-гигиенический, деятельностный и процессуальный.

Выделение санитарно-гигиенического блока обусловлено идеей о том, что благоприятная санитарно-гигиеническая среда развития ребенка обладает способностью оптимизировать его физиологические и психические функции, компенсировать имеющиеся нарушения, усиливать устойчивость к стрессам, а в конечном итоге – способствует повышению качества учебной деятельности.

Санитарно-гигиенический блок базируется на медико-гигиенических технологиях (комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, функционирование в школе медицинского кабинета); технологиях обеспечения безопасности жизнедеятельности (безопасность образовательной среды).

Однако если ограничивать работу школы в сфере охраны здоровья только защитой членов педагогического сообщества от вредных воздействий, то лишь небольшая часть образовательного потенциала школы окажется задействованной. Следовательно, необходимо модернизировать содержание и технологии обучения, что потребовало выделения деятельностного и процессуального блоков проекта.

Деятельностный блок предусматривает дифференцированную работу с учащимися, учителями и родителями. Главные идеи блока: мониторинг состояния здоровья всех членов педагогического сообщества, активное вовлечение родителей учащихся в здоровьесберегающую деятельность.

Процессуальный блок акцентирует внимание на использовании в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий. Отметим, что под «здоровьесберегающими образовательными технологиями» нами понимаются технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

В качестве универсальной надпредметной здоровьесберегающей технологии проект предполагает внедрение современной технологии «ИнтеллекТ» (ОТИ), которая нацелена на развитие интеллектуальных способностей учащихся, повышение качества усвоения и применения знаний на практике, повышение мотивации к учебе в целом и к изучению отдельных предметов, в частности.

Особое внимание при реализации данного проекта уделяется правильной с точки зрения здоровьесбережения организации урока, так как от уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

Педагогический коллектив школы выработал комплекс требований к уроку с точки зрения здоровьесбережения:

-     рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;

-     в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

-     количество видов учебной деятельности должно равняться 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

-     в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

-     в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

-     обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися;

-     должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

-     необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

-     необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

-     на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

-     нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

-     необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью - 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого);

-     необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

Кроме того, данный блок предполагает существенную активизацию физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Схема 3

Проект организации пространства деятельности
педагогического сообщества МОУ Березовская СОШ

 

Оценку результативности модели «Школа – территория здоровья» целесообразно осуществлять посредством оценивания жизнедеятельности учащихся, так как именно они находятся в центре учебно-воспитательного процесса (таблица 10).

Таблица 10

 

Критерии и показатели результативности
модели
здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса

 

Критерии

Показатели

Методы измерения (методики)

образовательный

уровень обученности учащихся

методика П.И. Третьякова

результативность участия в олимпиадах, образовательных конкурсах, научных конференциях и т.п.

регистрация и ранжирование

воспитательный

уровень воспитанности учащихся

методика Н.П. Капустина

здоровьесберегающий

уровень здоровья школьников

медицинское обследование, анкетирование, интервью (с младшими школьниками)

социологический

адаптация выпускников школы

опрос и ранжирование

 

4.2. Модели основных членов педагогического сообщества школы.

 

Компетентностная модель выпускника.

Ценностно-смысловые компетенции:

-     способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение;

-     умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно-познавательные компетенции:

-     компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности;

-     целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка;

-     креативные навыки: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действиями в нестандартных ситуациях;

-     функциональная грамотность: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Общекультурные компетенции:

-     познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры;

-     духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов;

-     культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций;

-     роль науки и религии в жизни человека;

-     компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

Социально-трудовые компетенции:

-     выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи;

-     права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения;

-     умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Информационные компетенции:

-     навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;

-     владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет);

-     поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции:

-     знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми;

-     навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями;

-     умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Компетенции личностного самосовершенствования:

-     физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональная саморегуляция и самоподдержка;

-     деятельность в собственных интересах и возможностях, непрерывное самопознание ученика;

-     развитие необходимых современному человеку личностных качеств;

-     психологическая грамотность, культура мышления и поведения.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

-     правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность;

-     внутренняя экологическая культура;

-     способы безопасной жизнедеятельности.

Компетентностная модель учителя.

Научно-теоретические компетенции:

-     осознание и ориентация методов научного познания, логики преподавания научных знаний;

-     ориентация в отборе содержания обучения на основе выявления и формирования ведущих идей, понятий, закономерностей, концепций, фактов;

-     понимание сущности целевых ориентаций в современной сфере образования, педагогики, методологии, философии;

-     выявление ключевых компетенций, которые необходимо сформировать у учащихся в процессе преподавания учебного предмета.

Методические компетенции:

-     ориентация в многообразии и сущностных характеристиках различных технологий, методик, методов и приемов обучения учащихся, ориентированных на развитие их универсальных способностей;

-     владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования;

-     использование средств обучения в активизации деятельности учащихся и развитии их интересов с целью социальной адаптации к жизни;

-     знание сущности и условий успешного применения активных форм обучения в образовательном процессе.

Личностные компетенции.

-     знание психолого-физиологических, педагогических особенностей развития школьников;

-     знание психологических, антропологических, культурологических основ науки;

-     владение приемами саморегуляции, педагогическим тактом в любых педагогических ситуациях;

-     широкая эрудиция и кругозор педагога;

-     сформированность гуманистических ценностей личности педагога.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

-     стремление к самообразованию в вопросах здоровье сбережения;

-     владение основами здорового образа жизни;

-     осознание необходимости в создании здоровьесберегающей среды в школе;

-     теоретические знания в области валеологии и проектирования здоровьесберегающей образовательной среды;

-     система нормативно-правовых знаний, позволяющих устанавливать ответственность учителя и ученика за результаты здоровьесберегающей деятельности.

Компетентностная модель родителя.

Образовательные компетенции:

-     знания научных предметов на уровне функциональной грамотности, умение объяснить научные явления с точки зрения востребованности жизнью, в рамках которого состоялась его профессиональная судьба, либо реализованы его интересы и хобби;

-     владение целостным представлением о картине мира с позиций значимости и применения в реальной действительности;

-     знания узкоспециализированные, выходящие за рамки общеобразовательных предметов;

-     индивидуализированные знания общеобразовательных предметов, не имеющие аналогов в преподавании учителем.

Воспитательные компетенции:

-     личностная заинтересованность в успешном результате воспитания детей;

-     понимание роли и функции личностных качеств учащихся для самообразования и самореализации;

-     ориентация на семейные традиции и опыт семейного воспитания и необходимость их учета при организации обучения и выборе методов воздействия на личность ученика;

-     владение приемами «домашнего» воспитания.

Личностные компетенции:

-     социально значимый опыт общения с окружающими;

-     коммуникативные умения с учетом возрастных особенностей детей;

-     личностная состоятельность (сформированность общечеловеческих ценностей);

-     профессиональная успешность;

-     ориентация на благоприятную психологическую обстановку в семье: душевное равновесие, домашний уют, вера в ребенка.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

-     владение основами здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

-     осознание необходимости ведения здорового образа жизни и укрепления здоровья;

-     владение здоровьесберегающими методиками.

Реализация данных моделей позволяет строить отношения «вертикального» и «горизонтального» сотрудничества в учебно-воспитательном процессе, необходимые для выполнения миссии школы.

 

4.3. Стратегия инновационных преобразований

На предыдущем этапе развития МОУ Березовская СОШ удалось добиться определенных успехов в области повышения качества образования и укрепления здоровья школьников за счет внедрения локальных новшеств в учебно-воспитательный процесс: внедрение программы развития детской одаренности (1-4 классы), программы деятельности по сохранению и развитию здоровья учащихся, развития сети социального партнерства, сотрудничество с педагогами ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» по вопросам ведения экспериментальной работы в школе.

Накопленный опыт позволил школе ориентироваться на системный характер нововведений; стремление воздействовать на ближайшее социальное окружение с тем, чтобы сделать его насколько это возможно максимально благоприятным для своей деятельности; инициацию изменений в сознании тех, кто заинтересован в эффективной деятельности школы.

Программа развития МОУ Березовская СОШ рассчитана на 2008-2012г.г. и предусматривает обеспечение устойчивого развития образовательной системы школы до 2012 года.

Этапы и направления работы над Программой.

Диагностический этап (2008г.):

-     построение деятельностной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья»;

-     разработка механизма реализации модели, критериев её результативности.

Практический этап (2009-2011г.г.):

-     расширение педагогического сообщества школы с целью более полной реализации модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса;

-     внедрение модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса.

Обобщающий этап (2012г.):

-     оценка эффективности модели на основе заданных критериев;

-     коррекция модели с учетом накопленного эмпирического материала;

-     диссеминация полученного инновационного опыта.

Ресурсное обеспечение преобразований.

Школа обладает необходимыми ресурсами для реализации программы.

К ним относятся:

-     человеческий ресурс: в школе работает квалифицированный, стабильный, сплоченный педагогический коллектив, мотивированный на инновационную деятельность;

-     информационный ресурс: администрация и педагоги школы участвуют в программе непрерывного повышения квалификации, что обеспечивает постоянное совершенствование их профессиональных компетенций;

-     научный ресурс: школа сотрудничает с педагогами ГОУ ВПО «АГПИ
им. А.П. Гайдара», которые будут осуществлять научное руководство реализацией программы, также имеется возможность консультирования с научными работниками других ВУЗов и организаций;

-     социальный ресурс: программа одобрена педагогическим сообществом школы: педагогами, учащимися, родителями.

Недостающие материальные ресурсы предусмотрены сметой расходов на реализацию данной программы (приложение 2).

Таблица 11

Система мероприятий по реализации Программы

 

Содержание этапа

Сроки

Диагностический этап

1

Тематические курсы повышения квалификации педагогов.

январь – май 2008г.

2

Освоение учителями-предметниками и классными руководителями теоретических основ здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе.

январь – май 2008г.

3

Освоение учителями-предметниками образовательной технологии «ИнтеллекТ».

март – май
2008г.

4

Разработка педагогическим коллективом тематических программ, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья членов педагогического сообщества (программы физкультурно-оздоровительной работы, работы детского объединения, работы с родителями, программы летнего отдыха учащихся, туристической работы и др.).

январь – май 2008г.

5

Оценка исходных (стартовых) показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями. Анализ результатов.  

май 2008г.

6

Пополнение библиотечного фонда психолого-педагогической литературой по проблеме.

январь – май 2008г.

7

Закупка рабочих тетрадей для внедрения технологии «ИнтеллекТ».

февраль

2008г.

8

Заключение договоров с медицинскими учреждениями с целью обеспечения квалифицированного мониторинга состояния здоровья членов педагогического сообщества школы.

январь – май 2008г.

9

Совершенствование материально-технической базы школы: открытие школьного стадиона, закупка дополнительного спортинвентаря, модернизация медицинского кабинета, улучшение санитарно-гигиенических условий (ремонт столовой, учебных кабинетов и санузлов, частичная замена осветительных приборов), приобретение эргономичной школьной мебели, озеленение классов.

январь – май 2008г.

Практический этап

1

Оценка текущих показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями. Анализ результатов.

в конце каждого уч. года

2

Внедрение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания.

февраль 2009г. – декабрь 2011г.

 

Внедрение в учебно-воспитательный процесс тематических программ, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья членов педагогического сообщества (программы физкультурно-оздоровительной работы, работы детского объединения, работы с родителями, программы летнего отдыха учащихся, туристической работы и др.).

февраль 2009г. – декабрь 2011г.

3

Проведение открытых уроков и мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания

февраль 2009г. – декабрь 2011г.

4

Подготовка педагогами школы публикаций по проблеме (презентация опыта работы).

февраль 2009г. – декабрь 2011г.

5

Проведение районного конкурса детских работ «Школа – территория здоровья».

декабрь 2011г.

Обобщающий этап

1

Оценка итоговых показателей учебно-воспитательного процесса в соответствии с разработанными критериями. Анализ результатов.

январь-февраль
2012г.

 

Оценка результативности модели «Школа – территория успеха» по выделенным критериям: образовательному, воспитательному, здоровьесберегающему и социалогическому.

январь-февраль
2012г.

2

Проведение районной научно-методической конференции «Школа – территория здоровья». Презентация опыта работы школы по Программе.

март 2012г.

4

Подготовка сборника учебно-методических работ педагогов (итоги конференции).

апрель 2012г.

5

Оформление отчета и рекомендаций по результатам работы.

май 2012г.

 

5. Механизмы управления и контроля ожидаемого результата.

 

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет директор и заместители директора:

-     анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и выносят на педагогический совет предложения по его коррекции;

-     осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

-     осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль деятельности педагогического коллектива и учащихся.

Директор и заместители директора руководствуются стратегической схемой управления изменениями в рамках учебно-воспитательного процесса (схема 4):

Схема 4

Итоги выполнения Программы ежегодно обсуждаются на заседании итогового Педагогического Совета и Совета школы.

Эффективность деятельности директора в системе реализации Программы определяется на основе следующих показателей: стратегическое планирование и преобразования; коммуникация; принятие решений; создание выборных органов и работа с ними; создание и поддержание развивающей среды; ведение документации; планирование и управление финансовой деятельностью; управление изменениями; создание системы обучения персонала; организация мониторинга и экспертизы.

6. Ожидаемые результаты инновационной деятельности.

 

Ожидаемые результаты:

-     построение и внедрение инновационной модели здоровьесберегающей организации учебно-воспитательного процесса «Школа – территория здоровья»;

-     улучшение духовного и физического здоровья всех членов педагогического сообщества школы: учащихся, педагогов, родителей;

-     повышение уровня воспитанности, качества знаний и успеваемости школьников, активизация и высокая результативность участия школьников в районных, областных, всероссийских конкурсах, конференциях, форумах, фестивалях;

-     расширение педагогического сообщества школы за счет родителей учащихся.

Формы представления результатов:

-     аналитические отчёты о ходе реализации Программы развития;

-     результаты мониторинга показателей учебно-воспитательного процесса по выделенным критериям;

-     выступления педагогов на конференциях различного формата, публикация статей и др.

Сайт создан в системе uCoz